Общение – одна из базовых человеческих потребностей. В процессе коммуникации люди преследуют самые разные цели: кто-то стремится узнать информацию, кто-то – получить одобрение или выгоду, а кто-то – поделиться идеей, внушить мысль или вынудить совершить нужное ему действие (суть манипуляции). Чтобы общение состоялось и было успешным, необходимо знать, как грамотно и результативно вести беседу в разных обстоятельствах. Одно из популярнейших направлений коммуникации – это деловое общение.
Основные правила ведения беседы
- Не извиняйтесь в начале диалога. Обратитесь по имени и говорите уверенно, принимая свое право на время, которое уделяет вам другой человек. Если вы начинаете фразу с «Прошу прощения» или «Извините», вы сразу даете понять собеседнику, что доставляете ему неудобство и не уверены в том, что достойны посягать на его внимание. Неудивительно, если он начнет обращаться к вам свысока – вы ведь сами избрали извиняющуюся роль.
- Не допускайте передачи ответственности за разговор на других участников: фразы вроде «вы так выразились, что я не понял» или «ты сама сказала не так» покажут вас, как невнимательного и склочного собеседника.
- Держите эмоции под контролем. Нетерпеливость и раздражение не лучшие факторы успешной коммуникации, как межличностной, так и деловой. Они создают почву для возникновения конфликта, показывают слабость говорящего и его незрелость.
- Не позволяйте себе снисходительный тон – он будет демонстрировать ваше неуважение и сомнение в интеллекте других участников беседы.
- Не пытайтесь загнать коммуникантов в угол. Внимательно выслушивайте точку зрения каждого – это даст вам право также быть услышанным.
- Избегайте открытого противостояния и перехода на личности. Обсуждайте идеи, а не людей. Оскорбления и высмеивания могут задеть чьи-то чувства и возродить забытые ими комплексы. Если не хотите травмировать человека, не стоит входить в раж.
- Не прерывайте беседу. Если тема вам неприятна, корректно обозначьте это.
- Провоцирование, давление на чувство вины, ультиматумы – это чистая манипуляция, которая в здоровом, зрелом общении не допустима.
- Откажитесь от использования неподтвержденных обобщений: «все люди знают это», «каждый понимает, что я прав».
Специфика делового общения
Деловая беседа – важнейший компонент управленческой деятельности и, несмотря на дешевизну, очень энергозатратный. Деловая коммуникация связывает руководство и сотрудников, поставщиков и партнеров, заказчиков и клиентов. Она не терпит напрасной траты времени и панибратства, требует четкости и дипломатии.
Функции делового общения
Правильно проведенная личная беседа или телефонный разговор – большая часть коммуникативного успеха. Беседа может стать началом важного проекта или мероприятия, обеспечить контроль и координацию процессов, поддержать важные деловые контакты, причем не только на уровне компании, но и в государственных масштабах. Даже собеседование – это модель деловой коммуникации, которая, будучи успешной, может стать началом построения перспективной карьеры.
Условия для успешной деловой коммуникации
Для достижения результата переговоров стоит обладать некоторыми коммуникативными навыками.
- Способность заинтересовать своего собеседника, убедить в важности переговоров.
- Умение создавать контекст и атмосферу доверия.
- Владение навыками убеждения, способность строить логические связи и аргументировать свою точку зрения.
Важно, чтобы беседа была подготовлена. Любая импровизация – следствие тщательной и длительной репетиции. Сначала нужно определиться с целями и задачами беседы, потом продумать тактику коммуникации и найти средства для достижения успеха. Заранее подготовьте список вопросов, которые могут возникнуть у ваших оппонентов или партнеров, и тезисные ответы на них.
Табу в деловой коммуникации
- Запрещено начинать разговор на бегу, в коридоре или на парковках.
- Ни в коем случае нельзя начинать беседу с обобщенных, нецелевых фраз и так называемых small talks. Они ставят в тупик и не несут коммуникативной новизны.
- Выражать неудовольствие встречей или нарочито торопиться прервать разговор.
- Совмещать деловую беседу с другой работой вроде подписания документов, чаепития, разговоров по телефону или отправления SMS.
Добавить комментарий