“Не рычите на собаку” или Главная тайна общения с людьми

Возможно, в вашей голове уже проскочила мысль: “Что за дикость–дрессировать людей?!” Подумаете сами, каждый из нас ежедневно разными способами, более или менее успешно пытается . Почему бы не принять на вооружение способы, с которыми процесс изменений не только пойдёт быстрее, но и доставит удовольствие обеим сторонам?

Некоторым, наверняка, знакомы "продвинутые" способы воздействия, но, в большинстве своём, люди знают только о таких, как наказание и устранение проблемы. Прочтя книгу Карен Прайор “Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя”, вы поймёте, что можно действовать и по-другому.

Допустим, вы хотите изменить образ действий кого-либо из своего окружения. Как ни странно, самый быстрый (а зачастую и единственно возможный) способ выработать нужную модель поведения–повышать требования постепенно и незаметно (как бы ступеньками), чтобы объекту приложения сил такие изменения давались легко. Не спешите сразу же требовать идеального выполнения поставленной вами задачи–велик риск потерять все наработки. В качестве примера, опишу распространённую ситуацию: , отбирают у него смартфон с условием вернуть его, когда отметки станут лучше. Ребёнок начинает заниматься и переходит из разряда троечников в хорошисты. Но родители, вместо того, чтобы поощрить прогресс, говорят “Твои оценки всё ещё недостаточно хороши” и продолжают удерживать телефон. Повышение критериев оказалось слишком резким и чадо бросило заниматься совсем, а вдобавок, обзавелось комплексом недоверия к родителям (а разве можно верить тому, кто нарушает собственное слово?).

Другой случай: вы желаете научить ребёнка (или себя) собиранию городка из спичек. Забудьте про упрёки и ругань. Только подкрепление (похвала, подарок) за каждое свершение. Всё просто: конечная цель и процесс её достижения будут ассоциироваться с теми эмоциями, которые приходится переживать в ходе обучения. И если сложится цепочка “уроки = ругань и ”, то хороших результатов можно и не дождаться. Чьим бы обучением вы ни занялись, помните–за каждый маленький успех должно быть немедленно (это очень важно!) получено вознаграждение. Система “кнут и пряник” редко бывает эффективной и ничему не учит именно из-за временного разрыва между совершением действия и наградой или наказанием за него. Отсутствие награды также равнозначно наказанию.

В один момент времени можно работать только над чем-то одним. Пытаться за короткий срок добиться всего и сразу–верный способ впустую потратить свои силы и развить в обучаемом отвращение к процессу обучения.

В ситуации, когда вы ведёте машину, а дети настолько расшумелись, что это начинает мешать вам, воспользуйтесь самым “продвинутым” приёмом–сменой мотивации: предложите им перекусить или сыграть во что-нибудь (необходимым лучше запастись заранее). Если вы уже давно в пути и дети настолько устали, что этот метод не работает–пора применять отрицательное подкрепление. Просто припаркуйтесь и займитесь своими делами (проверьте почту, почитайте книгу), не обращая никакого внимания на протесты непосед. Когда тишина восстановится, путь можно продолжить.

Обычно в своём поведении люди ограничиваются применением одного–максимум двух методов воздействия для формирования нужного поведения у окружающих. Но одна лишь эта книга предлагает их целых восемь!

Здорово, если бы каждая свежеиспечённая семья сдавала экзамен на знание этой книги, а то иногда так обидно видеть, как на бедных детей орут за ошибки, совершённые взрослыми. В то же время, молодым родителям огромную помощь окажет изложенная в книге методика ликвидации детских "закидонов".

Top