Воспитание по Монтессори – особенности и принципы

Марию Монтессори знают по созданной ей системе воспитания детей, хотя изначально она занималась исследованиями обучения детей с особенностями развития. Ее работы произвели фурор и понемногу были адаптированы женщиной под обыкновенных детей с нормальными темпами развития, превратившись в педагогическую систему. В чем суть методики и кому она подойдет?

Суть метода Монтессори

Если кратко, то, согласно Монтессори, ребенку не нужно навязывать развитие, и задача матерей и отцов, воспитателей и нянь – лишь создать специальную развивающую среду для малыша. В рамках программы дети сами решают, во что они хотят играть, как долго, в каком темпе и каким способом. В аудитории детского центра или дома находятся разные предметы, которые можно использовать для игры: карточки с оттенками, картинки, камешки, счеты, предметы быта – посудка, игрушечный утюжок, мебель. Материалы разные тактильно и визуально, их выбор широк и направлен на развитие разных сторон интеллекта.

Когда ребенку надоедает играть с чем-то, он переходит в другую зону и начинает исследовать игрушки там.

Плюсы системы Монтессори

Система Марии Монтессори поощряет в детях естественное стремление познавать мир, ведь изначально все детишки любознательны и настроены развиваться интеллектуально. Взрослые при этом минимально включены и не вмешиваются, чтобы не навязывать свои способы игры. Малыш принимает решения самостоятельно, его выбор приоритетен, его желания важны. Если есть необходимость, взрослый может подсказать что-то, объяснить или натолкнуть на мысль, но не может становиться главенствующим, доминирующим, хозяином положения.

Здесь важен индивидуальный подход – ребенок работает в своем темпе, его никто не подгоняет, не просит подождать. А для развития это идеальное условие: мотивация обучаться сохраняется, стресса нет. Важно, чтобы ваша дочь или сын занимались действительно тем, что им нравится. В таком случае развиваться будут именно те стороны интеллекта, где сосредоточен самый большой потенциал. Уже с раннего возраста вы будете видеть творческие и умственные способности ребенка, его склонности и таланты.

Стремление познавать мир
Стремление познавать мир

Минусы методики

Принимая решение, отдавать ли ребенка в садик или центр развития Монтессори, важно учесть все недостатки и пробелы системы.

Сама структура занятий отличается от традиционной, ведь маленькие ученики делают что хотят, а фигура взрослого не является для них авторитетом. Все это кажется демократичным, однако после такой атмосферы ребенок, придя в стандартный сад или первый класс, испытывает адаптационные трудности из-за необходимости подчиняться и выполнять конкретные задания. Это становится сильным стрессом и снижает мотивацию обучаться, провоцируя проблемы в общении со сверстниками и учителями.

Также в системе воспитания Монтессори не предусматриваются ролевые игры и подвижные активности, несомненно важные в полноценном развитии детей. Активным малышам такая система мучительна, ведь им важно перемежать периоды движения и концентрации.

В ролевых играх дети могут смоделировать взрослые ситуации – именно поэтому им так интересны сюжетные игры «В магазине», «Дочки-матери», «Банк» или «Доктор и пациент». Дошкольникам важно пробовать себя в роли взрослого, учиться взаимодействовать с рвесниками, соблюдать правила игры и договариваться. В Монтессори дети могут тоже общаться друг с другом, но в основном при решении интеллектуальных задач.

Не предусматриваются ролевые игры и подвижные активности
Не предусматриваются ролевые игры и подвижные активности

Важно понимать, что, пусть система изначально и была нужна детям с особенностями развития, она не является коррекционной, то есть с ее помощью не получится закрыть некий дефицит психических функций. Если у малыша задержка речи, то методика Монтессори не разовьет его речевой аппарат – это сделает логопед или дефектолог. Увы, трудности остро проявляются, уже когда ребенок идет в первый класс, и их приходится преодолевать параллельно с освоением учебной программы. Лучше заниматься такими вещами как можно раньше, ведь в рамках Монтессори-подхода у ребенка могут не проявиться проблемы – он вполне успешен в той деятельности, которую предполагает система и которая ему нравится. К сожалению, ему предстоит получить универсальное образование, которое потребует для него активации других частей психики.

Что выбрать?

Однозначно ответить, хороша или плоха система воспитания Монтессори, сложно. Спокойным детям, которым больше нравится быть наедине с собой, метод подойдет оптимально, а энергичным и импульсивным малышам стоит поискать активность повеселее. Можно комбинировать разные системы: например, полдня ребенок занимается в Монтессори-центре, а потом играет с ровесниками во дворе или идет на танцы. Или за год до школы ребенок переходит в обычный детский садик, чтобы получить адекватную подготовку к школе.

Система Монтессори
Система Монтессори

Развитие ребенка и способы его стимулировать будут зависеть от темперамента и характера, позиции семьи относительно его воспитания и будущего, а также от конкретного сада либо центра, куда мама с папой захотят отвести дочку или сына. Ориентируйтесь на то, нравится ли ребенку посещать место, в каком настроении он приходит оттуда и что вам рассказывает. Самый честный и важный параметр – его впечатления.

Комментарии: “Воспитание по Монтессори – особенности и принципы”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Логотип сайта BestWom
Top